Система динамического ценообразования железнодорожных билетов или как сэкономить на покупке
В 2013 году компания ОАО «РЖД» решила воспользоваться способом ценообразования билетов, который до этого не применяла и который решила внедрить, полагаясь на успешный опыт многих известных авиаперевозчиков. Его суть заключается в предоставлении денежной экономии по билетам на непопулярные маршруты, заблаговременно купленные, а также на поездки вне сезона. Для этого ОАО «РЖД» применяет систему динамических и дифференцированных индексов изменения тарифа.
Динамическое ценообразование применяется при покупке билетов на популярные маршруты, например, между городами федерального значения – Москвой и Санкт-Петербургом, городами регионального, краевого значения и другими.
Принцип его действия прост. При установлении тарифа учитываются:
- дата начала продаж – чем ближе к дате начала продаж куплен билет, тем дороже его стоимость. Продажа билетов начинается за 60 дней до отправления поезда по маршруту, поэтому добиться максимальной экономии можно, купив билет именно в этот период.
- спрос на билеты – если заполняемость состава велика, продажа билетов осуществляется в сезон или по выходным дням, то цена увеличивается. Однако если спрос будет низок, то компания оставит цену на билет такой, как в начале продаж.
Существует регулируемые государством и нерегулируемые государством тарифы. К регулируемым относятся общие и плацкартные вагоны, к нерегулируемым – купе, СВ, люкс, вагоны с сидячими местами на поезда «Ласточка» (маршрут Москва – Нижний Новгород) и «Невский экспресс» (маршрут Москва – Санкт-Петербург). И динамический индекс изменения тарифа применяется только для нерегулируемых государством тарифов.
Основным преимуществом динамического индекса ОАО «РЖД» назвала:
- универсальность: компания предлагает широкий спектр тарифов, чтобы пассажир мог выбрать билет, исходя из своих финансовых возможностей;
- доступность: компания предоставляет возможность покупки билетов в вагоны более высокого класса, снижая стоимость на билет.
Не стоит расстраиваться, если нужный маршрут отсутствует в списке «динамических». Для остальных направлений ОАО «РЖД» применяет дифференцированные индексы изменения тарифов.
Принцип действия дифференцированного индекса заключен в том, что для получения экономии планировать поездку нужно по строго определенным числам. Для этого создан календарь дифференцированных индексов. Регулируются дифференцированные индексы приказами ФСТ России, принимаемыми ежегодно.
Так, в пик летнего сезона (с 13 июля по 2 сентября), в предновогодние дни (29-30 декабря) стоимость билета может возрасти до 20 %. Если же взять билет 8-9 мая – можно получить 50% скидку на купе.
Распространяются дифференцированные индексы на все сегменты вагонов: как регулируемые государством, так и нерегулируемые.